Кафе/Ресторанов |
В настоящее время автоматизация ресторана, кафе и аналогичных заведений в сфере общепита является непременным условием успешного функционирования таких форм предпринимательской деятельности. Мировая статистика автоматизации принципиально важных процессов в работе предприятий общепита демонстрирует, что грамотное внедрение подобных систем позволяет оперативно решать широкий спектр задач, перманентно возникающих перед представителями данных форм бизнеса.
Автоматизация ресторана предусматривает согласованное использование программного и аппаратного обеспечения в соответствии с грамотно выстроенной стратегией. Условно все цели, преследуемые в ходе автоматизации предприятий общепита, можно подразделить на:
повышение производительности предприятия;
сокращение материальных и временных издержек;
повышение качества обслуживания;
сокращение числа обслуживающего персонала;
привлечение новых посетителей.
Условно современная автоматизация ресторана и прочих предприятий в сфере общепита подразделяется на «фронт-офис» и «бэк-офис».
Системы автоматизации общепита
«Фронт-офис» – это та система, которая обеспечивает возможность контролировать ситуацию в зале. Другая система автоматизации общепита, «бэк-офис», призвана гарантировать контроль использования продукции и различных материальных ценностей на территории предприятия в целом. Некоторые предприниматели, реализующие свой потенциал в ресторанном бизнесе, пытаются применять одну из этих систем на свой выбор. С другой стороны, наибольшая эффективность развития предприятия общепита возможна только в случае комплексного внедрения обеих систем.
Принципиально важным аспектом системы «фронт-офиса» является работа терминала официанта, посредством которого фиксируются заказы, принятые от посетителей. В этом случае автоматизация ресторанов предусматривает использование специализированного оборудования – мобильных POS-терминалов, предназначенных для фиксирования услуги и расчета посредством наличных средств или банковских карт. Особенно такие устройства востребованы в тех заведениях, где официанты подразделяются на работников, отвечающих за прием заказа, и специалистов, занятых обслуживанием посетителей. Заказ, зафиксированный на терминале, посылается в автоматическом режиме на кухню, после чего соответствующие специалисты, например повара, приступают к приготовлению заказа.
В основе функционирования системы «бэк-офиса» лежат калькуляционные карты, в которые технологи вносят информацию о приобретении и использовании продуктов, а также об их остатках на складе. Грамотно организованная автоматизация кафе, ресторанов и закусочных – это гарантия существенного снижения издержек и, как следствие, более эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности на предприятии.
Оборудование для автоматизации общепита
Разумеется, POS-системы – это не единственное оборудование, которое необходимо для обслуживания клиентов и полноценной работы ресторанов и баров. Сегодня повсеместно применяются стационарные и портативные фискальные регистраторы, сканеры штрих-кода, электронные весы и т.д. Но именно POS-терминал способен максимально упростить повседневные обязанности большинства ресторанных работников.
Таким образом, автоматизация кафе и ресторанов посредством внедрения в их работу POS-систем позволяет реализовать следующий перечень функций:
• прием заказа;
• распечатку заказа на чековом принтере;
• определение величины скидок, если такие предусмотрены;
• распечатку предварительного чека и окончательного счета.
Рабочая станция для осуществления вышеперечисленных мероприятий состоит из сенсорного POS-терминала с картридером для работы с банковскими картами и чекового термопринтера. Такие системы компактны, достаточно надежны и оборудуются стабильным в плане эксплуатации программным обеспечением.
Программное обеспечение
Не секрет, что автоматизация кафе, ресторанов и прочих учреждений общепита не обходится без использования специального программного обеспечения. Как правило, это программы прикладного характера, которые нужны для запуска и эксплуатации оборудования. Но куда больший интерес представляет программное обеспечение, способное обобщить и автоматизировать такие аспекты хозяйственной деятельности в сфере общепита, как бухгалтерский и налоговый учет. Например, наибольшей популярностью пользуется комплексное решение от фирмы «1С» – «1С:Предприятие 8. Общепит».
Программное обеспечение «Общепит» – это всего лишь специализированная конфигурация, разработанная на основе «Бухгалтерии предприятия», входящей в систему программ «1С:Предприятие 8». Автоматизация ресторанов, кафе и прочих предприятий общепита с использованием данного программного обеспечения – это принципиально новые функциональные возможности, среди которых автоматизация рабочих мест:
• главного бухгалтера;
• бухгалтера по различным участкам учета;
• бухгалтера-калькулятора;
• технолога;
• кладовщика.
При разработке программных продуктов «1С:Предприятие 8. Общепит» был учтен опыт внедрения и эксплуатации данного программного обеспечения на ведущих отечественных предприятиях, работающих в сфере общепита.